Заведующая отделением: Старикова Елена Николаевна, кандидат искусствоведения (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки)
Преподаватели отделения:
Бухбиндер Наталья Михайловна (музыкальная литература, слушание музыки)
Ванчугов Антон Владимирович, кандидат искусствоведения (сольфеджио, музыкальная литература)
Гуревич Лариса Александровна (сольфеджио)
Кузнецова Ольга Васильевна (сольфеджио)
Мизонова Евгения Александровна (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки)
Степаненко Кристина Николаевна (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки)
Хорос Ирина Витольдовна (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки)
Музыкально-теоретические предметы преподавались в школе с первых дней существования. Уроки сольфеджио, музыкальной литературы, слушания музыки посещают все ученики школы. Энтузиасты своего дела, обладающие немалым педагогическим опытом преподаватели музыкально-теоретических дисциплин находятся в постоянном поиске новых технологий, приёмов и методов преподавания. Занятия превращаются в увлекательные уроки, которые помогают детям лучше понимать и любить музыку, успешнее осваивать инструменты, выразительнее исполнять музыкальные произведения. Ребята неизменно удостаиваются наград на различных конкурсах по теоретическим дисциплинам.
Большую концертно-лекционную работу ведут преподаватели отделения О.В. Кузнецова,
Е.Н. Старикова и Н.М. Бухбиндер. Ежегодно 1 октября в Международный день музыки проводится праздник для первоклассников «Посвящение в юные музыканты», в содружестве с исполнительскими отделениями проводятся интересные концерты-лекции. Маленькие зрители с удовольствием посещают увлекательные и познавательные концерты «Детской филармонии», которые организует и проводит И.В. Хорос.
Все преподаватели отделения ведут также и большую методическую работу: делятся опытом на научно-практических конференциях, создают учебные пособия, учебные программы, а большое количество публикаций и победы в конкурсах преподавательского мастерства служат подтверждением их высокого профессионального уровня.